Система образования в Квебеке. Часть1. Обобщение.

Почти все иммигранты рано или поздно идут учиться, доучиваться, повышать квалификацию, брать дополнительные курсы, или просто учить язык..в местных учебных заведениях.. Многие приезжают с детьми разных возрастов и на их опыте проникают в эту систему. Начальная, старшая школа и т.д. Безусловно, тема для поста ну о-о-очень обширная..Поэтому я решила уделить этой теме несколько постов. Столько, насколько меня хватит:) В этом посте я решила рассказать о "системе" в общем. Так, как это выглядит со стороны и так, как это есть на самом деле..

Система образования в Квебеке выглядит так:
или вот еще в более развернутом виде:
Проще говоря, от украинской системы она отличается. И то, что до приезда в Канаду мы понимали, как колледжи, техникум, тут имеет немного иное значение. Так же, как и требования к поступлению. На момент, когда мы выезжали из Украины, у нас не очень-то смотрели при поступлении в колледж, университет на твои оценки во время обучения. Вот то, как ты сдашь вступительный экзамен - было важно. Так же, как и на диплом при устройстве на работу не особо хотели смотреть. Главное было, что ты умеешь. Здесь немного по-другому. Те баллы (здесь в процентах чаще всего), которые ты получил по "проходным" предметам в конце каждого года, самым прямым образом влияет на твой шанс поступить в колледж, сежеп (cégep) или университет. Ещё момент. В университет без наличия диплома о колледжиальском образовании поступить невозможно. И если у нас ты мог выбрать, пойти ли тебе в колледж после 9-го класса, или в университет после 11-го, тут такое не катит. В университет - только с 3-годичным дипломом DEC (diplôme d'études collègiales) или 2-годичной предуниверситетской программой. Можно не заканчивать все 5 лет secondaire, НО! если в будущем вы захотите поступить-таки в колледж, и дальше университет, то вам нужно будет добрать все предметы, которые вы не закончили в школе, в центре для обучения взрослых. Когда я учила язык в одном из таких центров, я была откровенна удивлена, если не сказать - шокирована, тем количеством 18-ти, 20-ти летних парней и девушек, которые проходили там школьную программу, чтобы идти дальше. Многие из них не имели элементарных знаний ни  в физике, ни химии. Французский письменный язык у них - тихий ужас! После этого опыта я перестала комплексовать на счет своего знания английского и французского.
Все дело обстоит так, потому что рынок труда открыт в Квебеке даже для школьников старших классов. На небольшую зарплату рабочих мест - тьма, практически в любом секторе. Поэтому многие местные бросают школу, идут работать, нарабатывают опыт и так живут дальше. Время бежит быстро и, как правило, после 30 учиться уже никто не идет..Я знаю массу личных примеров своих знакомых, своих бывших проприетеров. Поэтому в местных ВУЗах очень большой процент студентов-иммигрантов. Нам никогда не лень учиться -ни в 20, ни в 30, ни в 40!:)
Приезжая в Канаду с детьми, мы невольно погружаемся в садики, в школы. Мы пытаемся привыкнуть, понять, адаптироваться. И от того, как адаптируетесь вы, - зависит и адаптация, отношение к школе или саду вашего ребенка.

Я знаю совершенно разные ситуации и случаи, когда кто-то отдавал ребенка исключительно в русские садики, боясь, что в местном ребенок в последствии окажется говорить на русском дома. На своем опыте я полностью опровергаю эту теорию. Были люди, уговаривающие нас отдать Соню в русскоязычный садик, объясняя это тем, что иначе она не захочет говорить на русском позже. Прошло более полугода, как Соня ходит в местный англо-французский садик. Она шла туда, ни слова не зная ни на английском, ни на французском. Да и на русском-украинском только начинала говорить отдельные слова. Сейчас она болтает на русском, не останавливаясь, у нее очень прогрессирует речевое развитие. Да, она вставляет английский, французские слова..Все мешает в одном потоке, но это дело времени, приспосабливаемости.. Помню, Маша тоже так делала одно время..Но мы дома учили ее переводить на русский - искать синонимы, говорить своими словами на русском. И если бы спросили моего мнения, то я бы без тени сомнения рекомендовала отдавать малышей именно в местные садики - для их лучшей адаптации и подготовке к школе.







О Сонечкином садике можно написать целый пост, потому как это совершенно другой опыт, потому как её мы отдали в отличный от Машиного бывшего садик. Пожалуй, это наиболее оптимальный вариант идеального садика. Возможно, ещё слишком рано делать поспешные выводы. Возможно, что нам просто очень повезло с воспитателем..Поживем-увидим..

В продолжение могу сказать, что я также знаю тех, кто, приезжая сюда, полностью отрицал все "свое", то есть внедрялся в местную жизнь настолько, что и дома с детьми говорили на французском или английском.. Для нашей семьи этот вариант неприемлем. У нас есть бабушки, родственники, не говорящие на этих языках, и мы глубоко убеждены, что свое происхождение нужно знать. И уметь читать-писать на "своем" первом родном языке нужно уметь (наше личное мнение). Еще один пример из опыта, что ещё более подтверждает мое убеждение. Наши нынешние владельцы дома, в котором мы живем, - потомственные украинцы. Хозяйка  - правнучка того, кто выехал в Канаду, - говорит, читает и пишет на украинском языке. С акцентом, иногда спрашивает слова, которые забыла, но говорит! Правнучка!
Но вот в одном у детей иммигрантов первого поколения нет выбора - они все должны идти во французскую школу (если речь о государственной школе; частную можно выбирать любую). Тут нет  такой классификации, к которой мы привыкли - начальная, средняя, старшая школа.. тут есть подготовительный класс - maternelle, начальная школа (école primaire), в которой учатся 6 лет и старшая школа (secondaire) - 5 лет. В некоторых школах бывает еще и пред-подготовительный класс (prematernelle) - для деток 4 лет. Как правило, начальная школа и старшая находятся в разных местах. Поэтому они редко бывают более 2-3 этажей.
Поначалу что-то в местной школьной жизни может показаться для нас непривычным - встречи с учителем только по предварительной записи и согласованностью с ним, детей приводят и забирают "из рук в руки". Сразу вникнуть в систему местной "продленки" (service de garde) невозможно, но, вникнув, понимаешь, что все именно так, как нужно. У каждого - своя работа, своя ответственность, свой круг обязанностей.
 А привыкнуть собирать ланч-боксы - это вообще целая история! Нужно чтобы все в нем было сбалансировано (овощи, фрукты, мясо, углеводы). Нельзя сладкого, шоколадного, а тем более, орехов! Возможно, не во всех школах такой подход к вопросу питания. Но у нас в прошлом году было так.. Каждый месяц проходили в школе какие-то занятие о пользе здорового питания, смотрелись видео, проводились разнообразные конкурсы, поделки, выдавались деткам сертификаты, как в подтверждение того, что ребенок знает, как правильно питаться.
Надо сказать, за последний год в силу разных причин, мы кардинально пересмотрели наш рацион питания. И если раньше мне было дико видеть какого-то ребенка, жующего просто так сырую морковку, или брокколи, то сейчас это входит и в наш ритм жизни. От привычки питаться "на скорую руку" отучиться сложно, и не так быстро, но результаты того стоят. А по сему шоколад, конфеты, прочие сладости, не говоря уже о фастфуде, чипсах и т.п., в нашем доме бывают редко, да и чаще всего домашнего приготовления.

Далее будет интересно вникать в местную систему оценивания знаний. Нам ещё очень рано об этом говорить. То, что я знаю - это три бюллетеня за год, а также из рассказов друзей. Очень большое внимание здесь обращают на твой процентаж в изучении предмета. Если выше 70% - хорошо, есть шанс поступить в колледж. Если ниже, надо пересдавать дотягивать.

А как помогают и радуют постоянные напоминания со школы! Или на почту, или через дневник ребенка. Каждую неделю нам сообщалась новая тема, над которой класс будет работать. К тому же, в течение года была масса всяческих мероприятий, поездок, экскурсий. Каждые 2 месяца Маша приносила со школы огромную папку со своими поделками, а также отдельную папку со своими упражнениями разного рода (с отметкой учительницы).
Несколько раз в году проходили спектакли в классе, приуроченные каким-то праздникам. Ну и в конце года - финальный концерт с подарком - CD-запись с бесчисленным количеством фото и видео, снятых во время поездок класса, а также во время будних дней в школе.Было много-много всего интересного.

Единственный момент, который долго я не могла "раскодировать" - это поздравление учителя с праздниками. У нас же было принято "сдавать" деньги на всевозможные события в школе - День учителя, День Рождения, Новый Год, конец года, 8 марта и прочее прочее. Здесь такого нет. Здесь вообще никто не сдает никаких денег. Единственный способ собрания средств происходит с помощью продажи чего-либо (шоколад, апельсины, карандаши - то, что было у нас). Никто не обязывает вас это делать. Все это личное дело и желание каждого. Если желание и время есть - можете походить по соседям и предложить им купить это. Честно говоря, не знаю пока, как я к этому отношусь. На данный момент, скорее, негативно. Пока мне сложно это понять. Все вырученные средства идут на нужды школы, или организации праздника (вам сразу сообщают, на что они пойдут.)
Так вот тут не очень принято поздравлять учителя с чем-либо. Каждый делает это по своему собственному желанию и дарит то, что считает нужным. Сначала я думала, что это может расцениваться негативно со стороны принимающего, но на самом деле, нет. Если это в качестве выражения благодарности, то учителя (воспитатели в садиках) очень рады таким небольшим и приятным сюрпризам. Это может быть или классическая коробка конфет с кофе,  подарочная карточка в магазин, бутылка хорошего вина - почему нет? Даже печенье домашнего приготовления, красиво завернутое и оформленное, будет смотреться очень оригинально. Будет здорово, если ребенок подключиться к этому подарку и сделает что-то от себя " на память" учительнице, так как в следующем году она у него уже будет другая. Здесь каждый год дети переходят к другому преподавателю. Так же, как и в садике, со сменой возрастной группы, меняется воспитатель.
Помню 2 года назад, когда Машина воспитательница уходила в другой садик, мы сделали ей вот такой сюрприз, которому она была невероятно рада:


Кому-то может показаться этот процесс, - процесс адаптации в новой школе, садике, очень сложным, утомительным, но нам всем было безумно интересно! Может, потому что и сама в прошлом педагог, все "примеряю", сравниваю. Те недостатки, которыми они кажутся на первый взгляд, подытоживая наш с Машей первый учебный год, оказались сплошными плюсами в безопасности, жизнерадостности, способности дружить и находить друзей, коллективной работе моего ребенка.
Машенька успешно закончила класс maternelle, и следующий год она идет в настоящий 1-ый класс!:) Она уже с нетерпением ждет начала следующего учебного года. И ни разу за весь год не сказала мне "Мама, когда каникулы,я  устала ходить в школу" или " Надоела эта школа!". Может быть, она ещё слишком маленькая, но пусть такие эмоции сохранятся подольше. А пока - Маша отрывается в летнем лагере, а мы планируем наши предстоящие семейные каникулы.
Всем нескучного и веселого лета!:)

Продолжение следует...

Комментарии

  1. Что мне еще в местных школах понравилось, так то что каждый год в классе ученики разные. А не как у нас в школах - как попал ты в первый класс с одними и теми же учениками, так и школу с ними закончишь.

    ОтветитьУдалить
  2. Как всегда, позитивный и суперский пост! Куча полезной и интересной информации! Спасибо Вам за это! )))

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий